Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский

Подогреть на кипучую деятельность можно на ЯндексДеньги №410013391858687


Previous Entry Share Next Entry
Эдуард Михайлов. Версия происхождения воров в законе от белогвардейцев
ivanetsoleg


Базовые принципы воровской идеи:

Не работать.
Не сотрудничать с властью.
Не выступать с оружием в руках на стороне власти.
Не состоять в партии, комсомоле и иных государственных структурах.
Не иметь документов.
Не иметь семьи.
Не иметь собственности.
Жить только за счет преступного промысла.


Основателями воровской идеологии были бывшие белые офицеры. Позднее они и сами начали называться ворами. Время происхождения - 1921 год. Место - Турция. Небольшое отступление. Когда врангелевцы были окружены Красной армией в Крыму и оказались под угрозой полного уничтожения, Франция и Турция договорились между собой о следующем: Турция размещает Русскую армию на своей территории, а Франция берёт на себя все вопросы, связанные со снабжением. Так и произошло. В ноябре 1920 года все соединения и техника были переброшены Чёрным морем к берегам Турции. Тогда русские спаслись. Но теперь их ждали другие сюрпризы судьбы. Опасаясь держать на собственной территории такую военную армаду чужого государства, Турция согласилась разместить Русскую армию лишь на условиях международного закона об интернировании. Это значило, что русских разоружили и поместили в специальные лагеря, покидать которые было строго запрещено. Одним словом, среднее положение между статусом пленных и свободных.
Тем временем Франция, порядком измотанная в Первой мировой, с каждым днём всё сильнее ощущала на себе тяжесть обеспечения чужой армии. Свою-то кормить было сложно. Объёмы поставок продовольствия и медикаментов уменьшались. Больные и раненые врангелевцы начали чаще умирать. Образовалась всеобщая нужда. Лагеря начали походить на тюрьмы, а в людях, вчера ещё, казалось бы, дисциплинированных, стали проявляться низменные черты характера. Недоедание и чувство безысходности брали своё. Дворянский кодекс чести у многих уходил на второй или третий план. Для поддержания дисциплины на должном уровне и для предотвращения хаоса командиры применяли казни. Историки описывают это время как одно из самых тяжёлых для Русской армии за рубежом. Спустя год, Франция, понимая, что не в силах более выполнять взятые на себя обязательства, выходит на диалог с Советами. Как уж они договорились, не столько важно. Главное, большевики сделали амнистию в честь 4-хлетия Октябрьской Революции для некоторых категорий военнослужащих Русской армии за рубежом.

А теперь попытайтесь представить себе несколько десятков тысяч полуголодных, озлобленных белых офицеров, часть из которых ещё не оставили надежды вернуться на Родину с оружием в руках и освободить страну от большевиков. И другую часть, на кого распространялась амнистия, и кто в душе мечтал скорее вырваться из этих турецких лагерей хоть куда-нибудь, хоть к чёрту на рога. Ну и, конечно же, командиры, которые понимали политический момент, что всем вместе выживать будет всё сложнее и сложнее.

И вот настало время прощания и компромисса. Прочтите еще раз базовые принципы внутриворовского уклада в начале статьи. Это, на мой взгляд, ничто иное как клятва. Клятва, которую принимают для себя возвращающиеся на Родину, и клятва для тех, кто вынужден остаться на чужбине. Столько всего связывало этих непростых людей! Как смотреть в глаза остающемуся на чужбине соратнику, почти брату, перед необходимостью возвратиться в стан непримиримого врага? Как, в конце концов, жить на Родине, ставшей уже чужой? Неужели тоже придётся влиться в эту систему и раствориться в ней? Примерно такие вопросы могли стоять перед прощающимися офицерами.

Но их не возникло, поскольку мудрые командиры придумали компромисс. Чтобы не потерять дворянский дух и не слиться с красным пролетариатом, были взвешены все возможные точки соприкосновений с советским государством. Взвешены и отвергнуты. Нет точек соприкосновения, но возвращаться необходимо. За счёт чего существовать? За счёт краж у государства, либо у тех кто обогатился за счёт государства (благо, такими были все, кто имел деньги в то время). Нищету, естественно, не трогать. Кровью не пачкаться без крайней необходимости. Одним словом, боевые офицеры, в конце концов! Разберётесь по ситуации. Вперёд, на Родину!

И тысячи бывших белых офицеров, объединённых единой тайной клятвой, возвратились в Россию. Теперь это были люди, посвятившие себя преступному миру ради того, чтобы сохранить благородный дворянский дух. Те, кто остался за границей, обещали вернуться, прогнать большевиков и жизнь станет прежней. Надо только дождаться этого времени, сохранив перед своими должную чистоту. Вот так мне это видится. И никак иначе.

Потом появился ГУЛАГ, и бывшие белые офицеры, разумеется, не могли миновать его, ведь они уже стали профессиональными преступниками, овладевшими какими-то уголовными ремёслами. Они называли себя ворами. Не крадунами, а именно ворами, которые воруют у ненавистного государства. Они не трогали нищету, и это в той среде называлось благородством. Они брали хорошие куши, и это вызывало уважение. Они были хозяевами новой жизни, в которую вступили сознательно. Но клятва, данная соратникам в Турции, позволяла чувствовать себя аристократом даже в самой клоаке чуждого им общества.

Позднее, в ГУЛАГе, воры начали подумывать о будущем и присматривать себе достойную замену. Благородных, из дворян, кроме них никого нет и уже вряд ли появятся. Пришлось проводить коронации, крестить достойных из беспризорников, либо шпаны. Так, сугубо дворянская клятва естественным образом эволюционировала в воровскую идеологию. Кстати, сами слова "короновать", "крестить" никак не соответствуют правилам советской фразеологии. Понятие "вор в законе", на мой взгляд, родилось в ГУЛАГе с подачи сотрудников лагерей. Сами воры так себя никогда не называли и не называют. Полагаю, они называли себя "ворами", в противовес бандитам и прочим уголовным профессиям. Другие арестанты, чтобы подчеркнуть их отличие, например, от обычных, безыдейных воришек и крадунов, в простонародной речи говорили - законный вор. То бишь, законный здесь подразумевается как настоящий, железный, не допускающий смешения. В простонародье и сегодня можно услышать слово "законно", как эквивалент понятия "основательно". Законный вор - так звали их арестанты первое время, чтобы отличать между собой от других категорий. Сотрудники же администрации отнесли эту форму оборота арестантской речи за счёт воровского кодекса, который они классифицировали как "воровской закон". Так, на мой взгляд, и появилось словосочетание "воры в законе".

Вор в законе по кличке Варвар, был известен в 30-е годы и после войны по всей территории Союза.
Знаменитый довоенный вор по кличке Жоржик Чёрненький - Георгий Александров.


Я полагаю, что воровская идеология вошла в свою завершающую стадию именно в условиях ГУЛАГа, в процессе противостояния воров "законных" с бандитами, и другой разной шушерой. В первые годы образования лагерей там наверняка царил произвол, как со стороны администрации, так и внутри арестантского сообщества. Бандитские порядки явно доминировали, поскольку так было проще выживать тем, кто стоял на вершине арестантско-уголовной цепи. Не исключаю, что бандитами были те самые "жиганы", о которых пишет А. Сидоров(автор книги «Великие битвы уголовного мира"-О.И). То есть, это часть бывших дворян, белых офицеров, которые ассимилировались в преступном мире спонтанно, не сохранив связи с эмигрировавшими соратниками, как это произошло с амнистированными врангелевцами. Возможно, в число этих "жиганов" входили и бывшие члены белоказачеств, бандитский беспредел коим был традиционно близок.

Как проходила борьба воров с бандитами в только что образованных лагерях, сказать сложно, документов на этот счёт не сохранилось. Могу лишь с уверенностью утверждать, что система взаимопомощи, или т.н. "общак" сыграл свою основополагающую роль в восхождении воров на вершину преступной иерархии непосредственно в ГУЛАГе. Не имея общаковой кассы взаимопомощи, бандиты, попадая, например, в карцера или в больницу, оказывались в одиночестве, варились что называется в собственном соку, и конечно же в итоге их вытеснила системно организованная структура воров в законе.

Кстати, именно в условиях турецкого интернирования будущие воры получили лагерный опыт. Позднее, Русская армия была передислоцирована в Восточную Европу и переименована (1924 год) в РОВС (Русский Общевоинский Союз). Из сохранившихся документов известно, что РОВС имел общую кассу взаимопомощи, и, я полагаю, что образовалась она именно в 1920-1921 годах в условиях полулагерного существования в Турции. До эмиграции, на Родине, врангелевцы существовали за счёт местного населения в районах дислокаций. Таким образом, оказавшись в ГУЛАГе, воры-врангелевцы оказались наиболее приспособленными к условиям лагерного быта.

Почему врангелевцы отказались заводить семьи, возвратившись на Родину? На мой взгляд, это один из базовых постулатов, препятствующий смешению дворянского аристократизма с безродной массой пролетариев. Заводя семью, человек уже не сможет быть свободен так, как это позволяет одиночество. Дети - это зависимость. Их невозможно содержать в вакууме. Дети должны играть с другими детьми (а вокруг же дети непонятного происхождения). Они должны учиться (а образование сплошь большевистское). Их надо содержать, в конце концов, и при всём этом сохранить в них дворянский дух и благородное воспитание. Возможно ли подобное? Очевидно, что нет. Современные воры в законе имеют семьи, детей, документы, недвижимость. Это оттого, что на каком-то этапе воровское сообщество утратило свои дворянские корни. Исчезла классовая составляющая противостояния лидеров уголовного мира с властью, и вместе с этим - политика. Дворяне до конца пытались жить ценностями того времени, в котором родились. Пришедшие им на смену так же живут в своем времени.

По каким косвенным признакам можно сегодня опознать в первых ворах в законе бывших белых офицеров? О базовых принципах воровского кодекса мы уже говорили. Что еще? Во-первых - карты. Карточная игра в те времена была уделом лишь аристократических кругов. В карты играли в салонах, дворянских домах, офицерских клубах. Большевики относились к картам как к буржуазному пережитку, и это не мудрено, ведь это была власть пролетариата. Вряд ли карточная игра была настолько распространена и среди уголовного сообщества дореволюционных лет, ибо это сообщество отражало дно того же плебса. Кроме этого, вор в законе, находящийся в местах лишения свободы, имеет право зарабатывать себе на личные нужды исключительно игрой. Это правило никогда не менялось и действует до сегодняшних дней. Игра в местах лишения свободы - исключительный приоритет воровского уклада. Обязательство расчёта по игровым долгам также является делом чести у арестантов как прошлого, так и настоящего. В этой связи не лишне вспомнить, как дворяне, не имея возможности рассчитаться по карточным долгам, пускали себе пулю в висок. Ещё пощёчина как символическое унижение или наказание - старый офицерский способ, и до сих пор именно так воры за мелкие проступки "спрашивают" друг с друга.

К сожалению, сегодня нет возможности восстановить имена первых воров в законе и доказать, что они имели отношение к дворянству. Вероятнее всего эти личности сгинули в период "сучьих войн" и репрессий. Но кое-что я всё-таки обнаружил. Покопавшись в сетевой базе данных на воров в законе (vorvzakone.ru), я нашёл прозвища воров, умерших в 40-50-х годах. На них почти нет никакой информации, поэтому я обратил внимание именно на их имена. Вот они: Граф Санька Чукотка (убит в 1958), Барон (убит в 1957), Генерал Толик Киевлянин (умер в 1953), Князь Ванька Грозненский (убит в 1947) и другие, о ком не сохранилось даже дат: Барон Рязанский, Граф Барнаульский, Граф Васька Москвич, Граф Колька Питерский, Граф Юрка Воркутинский, Граф Ростовский, Князь Юрка Ивановский. Это явно довоенные воровские прозвища. После войны такие уже не встречаются. Сегодня, пожалуй, единственный носитель подобного прозвища вор в законе - Гиви Князь. Но это, скорее всего, никак не связано с дворянским происхождением.

Пытки в ГУЛАГе
ГУЛАГовская картинка

Источник- http://abyssman.livejournal.com/318399.html
Фото взяты с http://www.mokryxa.narod.ru/kompromatru/foto.html


  • 1
Интересно и неожиданно. Спасибо за интересный рассказ

забавно

(Anonymous)
полный бред, феня воровская это тоже язык белогвардейцев?

Я не сторонник данной версии.Но касаясь фени,могу рассказать интересную историю.Приехал как то на самарский централ один транзитный зэк с Липецка.И начал все по фене ботать.Слова,вроде,похожие-но означают несколько иное.Например,у нас баян-это батарея,а у них-стол.Ну и т.д.Так вот выяснилось,что и в фене есть отличия в зависимости от географии..Не обширные-но есть..А почитайте воровские малявы 60-х годов.Там тоже много отличий.Потому все же приводить феню как аргумент не стоит.Феня изменялась с годами под влиянием массового вливания в воровское движение пролетарских масс.Разумеется,все изменилось.А ведь нам не известно какая была феня в 30-40 гг.Может и изобиловала интеллигентскими французскими фразами.Вон Сенька Самарский владеет тремя языками!И очень интеллигентен!А влияние кавказского вливания ведь тоже изменило феню!И надо полагать существенно...Так что не думаю,что это аргумент.
Но я не сторонник данной версии.Хотя...все может быть.

Версия не выдерживает никакой критики. Во-первых, внешность. У воров даже той эпохи на лице как будто написано "плебс", благородных лиц там не было. Во-вторых, даже если человек говорит по фене, на бессознательном уровне у него лежит то воспитание, по которому были выращены несколько его поколений, то есть дворянское. И оно всегда будет выдавать его с головой. Даже в мелочах, в интонациях. В-третьих, тут точно не могу сказать, но вроде бы первыми ворами были грузины, потом подключились одесские евреи. Славяне гораздо познее одевали воровскую корону. И в этом есть смысл. Поскольку у горцев существуют бессознательные установки, близкие к установкам сицилийской мафии, что позволяет им чураться государства и придерживаться законов семьи, тейпа, назови как хочешь. У дворян и славян таких установок нет. Да много еще чего полностью опровергает эту версию.

Тоже считаю,что у версии больше минусов,чем плюсов.Но в защиту выдвину два контраргумента...."благородных лиц там не было.." Наташа!Ты-сторонник теории Ламброзо?Это ущербная и ложная теория....А по поводу грузин и евреев.Этот фактор также спорный.Вопрос в том-кого считать "вором в законе".Многие криминологи причисляют к ворам в законе "иванов" и "паханов" начала ХХ века.Может,и правильно.Но автор явно считает,что это не верно и ведет отсчет от главных положений(приведены в начале).А вот это он уже связывает с 20-ми годами.Уж не знаю-прав он или нет-но он исходит из другого определения "вор в законе"...

Олег! Такие общности, как воровская, мафиозная, тейповая строятся еще и на законах психологии. Так вот белогвардейцы туда не могу вписаться. ну никак. Ты чего не звонишь?

http://www.tyurem.net/books/edos/vory-v-zakone-proiskhozhdenie.html Благодарю всех за мнения. Здесь полная версия работы. Прочитав ее станет понятно, что версия родилась в процессе исследования существующих на этот счет теорий. С ув. Эдуард Михайлов.

Edited at 2014-03-19 08:20 pm (UTC)

Эдуард, перечисленные вами воровские принципы более всего схожи с принципами сицилийской мафии и установками чеченских адатов, а не кодексом русского офицера. Тут уж Саша Север явно приукрасил. Вы самарский?

Наташа!Он не из Самары.Цитата из интернета:"Судьба Эдуарда Михайлова с точки зрения большинства покажется весьма необычной, неоднозначной, и вряд ли кого-то оставит свободным от того, чтобы навесить на нее свои ярлыки. Но это его судьба, его жизнь и другой не будет. С 12 лет беспризорник, он так нигде и никогда больше не учился. Его университетами стали улицы и тюрьмы."

Re: ...

(Anonymous)
Здесь трудно с Вами поспорить. Я думаю что "кодекс" в первоначальном виде (ныне не работающий более чем на половину) формировался в уникальной системе под названием ГУЛАГ. Сложно провести параллель между этим явлением, и кодексом чести русских офицеров при царской России. Не стало Царя, не стало Отечества. Кому служить? Какие высокие идеалы должны стоять перед дворянством в лагерях помимо стремления сохраниться как элита? На этой необходимости собственно я и строил свои мысли. Или Вы считаете что элиты в эпоху революций исчезают бесследно. Спасибо. :)

ne63ru это Вам было.

(Anonymous)
Здесь трудно с Вами
поспорить. Я думаю что
"кодекс" в первоначальном
виде (ныне не работающий
более чем на половину)
формировался в уникальной системе под названием
ГУЛАГ. Сложно провести
параллель между этим
явлением, и кодексом чести
русских офицеров при
царской России. Не стало Царя, не стало Отечества.
Кому служить? Какие
высокие идеалы должны
стоять перед дворянством в
лагерях помимо стремления
сохраниться как элита? На этой необходимости
собственно я и строил свои
мысли. Или Вы считаете что
элиты в эпоху революций
исчезают бесследно.
Спасибо. :)

Re: ne63ru это Вам было.

Спасибо, я уже ответила Вам))))

Re: ne63ru это Вам было.

Только ответа своего почему-то не вижу. Я ответила, что элиты не исчезают, но я не верю, что они всплывают в лагерях. И воровское сообщество, где принято "ставить на ножи" и где кто громче кричит, тот и прав, вряд ли могло бы служить сохранением элиты, скорее, ее искоренением, опустением (от слова опуститься), ее упрощением как индивидуальностей, личностей дворян. тут именно психлогические расхождения - воры и дворяне. Даже не провозглашаемыми установками, а именно внутренне. И, кстати, игра в карты никогда не была привилегией дворянства, можете открыть Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", там дворня играет в карты. И много где в русской классике есть упоминание об игре в карты мещанами, крестьянами, дворовыми. А вот играющих дворян встретить как раз исключение. На ум только ТОлстой "Война и мир" приходит, да и то это была игра в английском клубе.

Re: ne63ru это Вам было.

(Anonymous)
С картами я допустил погрешность. :)

http://victoriarossi.livejournal.com/1433037.html Здесь же было обсуждение. О фене тоже кстати. Спасибо.

кстати, слово "ЧЕСТЬ" было в ходу у офицеров, у ворья - нет. Был просто воровской кодекс. Да и перечисленные установки никак на кодекс чести не тянут. Если бы там хотя бы словом упоминалось служение, милосердие, помощь хоть кому-то, тогда можно было бы говорить о кодексе чести. Происхождение фени от идиша тоже самое вероятное.

Забавно

(Anonymous)
Я полагаю, что вопрос о происхождении и формировании преступного мира и криминальных авторитетов лучше великого мыслителя Варлама Шаламова в книге "Очерки преступного мира" никто не исследовал. Там даны исчерпывающие ответы на все вопросы касательно этой темы. В его произведении ни полслова о том, что представители благородных сословий имели хоть какое-то отношение к ворам в законе. И как ни странно, грузин он тоже не упоминает. Я больше склонен доверять В.Т. Шаламову, который жил и сидел в эпоху становления воровского мира советского периода.

Re: Забавно

(Anonymous)
Шаламов прекрасный наблюдатель многих процессов, происходящих в ГУЛАГе. Но назвать его исследователем преступного мира лично мне сложно. При всем уважении к нему как к личности, его работы, упомянутые Вами не выглядят беспристрастными. Наоборот, очевиден негатив личностного отношения. Можно ли заглянуть в глубины проблем сквозь пласт сформировавшихся эмоций? :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account