Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский

Подогреть на кипучую деятельность можно на ЯндексДеньги №410013391858687


Previous Entry Share Next Entry
История экспроприаций и разбоя.Большая Царевщина.Старобуянская республика 1905г.
ivanetsoleg


Старобуянская республика — крестьянское самоуправление, установленное во время Первой русской революции в селе Старый Буян. Просуществовало с 12 до 26 ноября 1905 г.

Центром крестьянского движения Самарского уезда было село Большая Царевщина, имевшее давние революционные традиции: в 1880-х гг. там вели пропаганду и организовали кружок народники, с 1902 г. — эсеры и анархо-коммунисты.

С 1904 г. село посещают эсеры и анархисты, доставляя крестьянскому кружку нелегальную литературу. Весной 1905 г. в Царевщине проходят собрания с жителями окрестных сел. Летом селяне начали организовывать демонстрации, которые стали к октябрю весьма частыми и многолюдными. Тогда же была сформирована сельская боевая дружина. 23 октября на митинге был организован сбор средств для бастующих рабочих, а затем прошла манифестация. 25 октября лесная удельная стража отказалась продолжать охрану леса, в котором все чаще можно было встретить крестьян-бунтовщиков.

12 ноября, в ответ на предписание земского начальника направить на волостной сход в село Старый Буян уполномоченных для выбора старшины, 200 вооружённых крестьян из Царевщины под красными флагами и пение революционных песен пошли в село. К вечеру колокольным звоном был созван общий сельский сход, на котором было решено изгнать местные власти и установить самоуправление. 13 ноября был принят «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению», по которому все земли и пастбища до созыва Учредительного собрания поступали в распоряжение волостного народного самоуправления и распределялись уравнительно между крестьянами.

Попытки самарских властей пресечь восстание не дали результатов: народная милиция отразила попытку полиции разогнать восставших. Однако, сформированный из казаков и жандармов карательный отряд, 26 ноября 1905 г., все же арестовал руководителей и активных деятелей Старобуянской республики.

Для того,чтобы яснее понять всю суть данного бунта,я привожу отрывок из книги очевидца событий.

«Старый Буян, Самара, Печорлаг. Повествование врача Трудникова» — это воспоминания Сергея Николаевича Чекина (1897–1970)-сына крестьянина, ставшим врачом (что спасло его в лагере в период 1940-1950гг.), но сохранившим до конца своих дней крестьянский взгляд на быт и мир.


"...набатный звон возвестил о свободе земли, свободе слова, печати, собраний, о вековечной мечтанной вольной волюшке. Все взрослое население пошло на народное вече устанавливать новую жизнь без эксплуатации человека человеком. Не только труженики полей восстали, но и вместе с ними плечо в плечо пошла и вся местная интеллигенция...
Много лет прошло с тех пор, когда я и мои школьные товарищи видели восстание и слышали речи и слова восставших старобуянцев. Они говорили: "Граждане! Восстание против царя и помещиков идет по всей стране. В Москве, Петербурге, Самаре и во многих других городах и уездах рабочие и крестьяне свергают всем ненавистное царско-помещичье господство, началась революционная всенародная борьба за землю, хлеб и волю крестьян и за фабрики и заводы для рабочих, их освобождение от капиталистов и буржуазии.
Наша задача в том, чтобы всем крестьянам и всему трудовому народу подняться на борьбу с угнетателями и поработителями. Отобрать землю и разгромить все имущество помещиков и царских опричников. А поскольку царская власть для нас не существует, то впредь до избрания всенародного учредительного собрания и установления республики нам необходимо создать свою народную самоуправляющуюся республику"
Была разработана и принята на общем собрании временная декларация, в частности, в ней говорилось:
- Немедленно приступить к изъятию, учету и распределению всех помещичье-удельных и монастырских земель.
- Землей владеть могут только те, кто будет сам ее обрабатывать.
- Продажа и купля земли отменяется: все земли, леса, луга, реки и недра земли переходят безвозмездно во всенародное пользование и распределяются по числу членов семьи.
- Плата за церковные обряды добровольная.
- Все граждане имеют полную и равную свободу слова, печати и собраний.
- Все спорные дела решаются общим собранием граждан республики.
- Средства на образование, медицинскую помощь и другие общественные нужды собираются за счет самооблажения граждан.
- Закрыть навечно кабак, как зеленого змия, отравляющего разум человеческий.
...
В восстании принял участие местный старичок священник Трехсвятский и его сын студент, приехавший перед восстанием из Питера. Они оба, отец и сын, активно призывали население к экспроприации эксплуататоров, помещиков, говоря: "Никакого греха нет в том, что вы возьмете землю и хлеб у помещиков, потому что земля и хлеб божье творение. Все плоды земли и хлеб помещиков - являются достоянием труда вашего и только тот должен владеть всем, кто трудится. По божьему и по человечески имеете права на всю землю и весь хлеб".
Это участие в бунте народном священника и его сына имело большое влияние на верующих.
...
Демонстранты подошли к волостному правлению. Отстранили от службы старшину, волостного писаря, отобрали печати. Избрали трех старост, по одному на каждое общество, и одного милиционера, хотя в этом чине надобности не имелось: за все время существования республики не было ни одного случая нарушения общественного или частного порядка, как будто народ переродился, стал чище, гуманнее, ибо исчезли причины, порождающие злобу и ненависть между людьми...
В течение нескольких месяцев в нашей школе после занятий учеников почти ежедневно по колокольному звону собирался народ на свое народное вече решать существующие дела. Каждый вечер далеко за полночь Мошков, Писчиков, Щербаев, Солдатов, Андреев и другие, составляющие актив республиканского восстания, обсуждали политические и хозяйственные дела республики и выносили на утверждение общих собраний граждан...
Никто из старобуянцев не был "большим" или "малым" - все равны в земле, хлебах, и каждый был волен и свободен выражать свои мнения, желания. Программа тружеников-производителей короткая и ясная: земля народу и сытые хлебы для каждого труженика; свобода слова, печати и собраний и вероисповедания; фабрики и заводы в распоряжение рабочим. Вся законодательная и исполнительная власть в руках самого народа.
Все дела общества решались на общих собраниях истинно народной республики, а не на словах политических дельцов или разных партий, этих захребетников и болтунов революции, а потому не было и надобности в паразитах: органах насилия и угнетения.


...
Для защиты республика имела боевую дружину в сто человек. Вооружение дружины слабое: несколько винтовок, десятка три охотничьих ружей и пистолетов, топоры и пики, наделанные в кузнице. Ясно было всем, что с таким вооружением невозможно вести открытый бой с карательным отрядом. А потому решили вести партизанскую борьбу.
Запомнились мне речи выступавших на общем собрании-сходке. Примерно говорили так: "Граждане свободной республики! Царско-помещичья власть послала на разгром нашей республики солдат - наших сыновей и братьев, одетых в шинели. Две недели они пробыли у нас, но усмирять нас оружием не стали. Недалек тот день и час, когда войска соединятся вместе с нами, со всем народом России, и царская тирания будет уничтожена. Установится повсюду единая народная воля. Все народы России будут свободны сами создавать свою вольную жизнь и объединяться в самоуправляющуюся всероссийскую республику. Вся земля, весь хлеб, все фабрики и заводы перейдут в руки самого трудового народа, и они будут сами хозяева своего труда, как мы с вами в данное время. Царская власть постарается задушить нашу республику, но мы не одиноки: по всей России идут восстания в городах и селах. Нам надо защищать республику всеми силами и средствами и, чем дольше мы продержимся, тем скорее наступит всеобщее российское восстание и царство свободы. Вольный народ на вольной земле. Все дела жизни будут решать вольные общества самих трудящихся. Наша цель: земля и хлеб - крестьянам, а фабрики и заводы - рабочим.
Мы создадим свои земельные советы, а рабочие фабрично-заводские. Затем эти советы через статистические бюро организуются в уездные, губернские и всероссийские.
Мы дадим рабочим все свои продукты в обмен на товары их производства. Этот обмен будет осуществляться через сельскохозяйственные и фабрично-заводские склады. Сейчас царские власти посылают карательные отряды жандармов, казаков и диких чечен, ингушей и других наемников, но когда восстанет весь народ, то он непобедим... Да здравствует наша и всероссийская республика!"
...
Вскоре было получено сообщение, что из города Самары для разгрома республики выехал конный отряд казаков, чечен, ингушей и осетин. Революционный совет республики немедленно созвал общее собрание восставших: оказывать ли сопротивление отряду карателей или без боя рассредоточиться в окружающих лесах и соседних деревнях и селах, с тем, чтобы по уходе карателей вновь провозгласить республику.
Одни требовали оказать вооруженное сопротивление, другие не оказывать. Последнее слова сказал Антипов Сергей. "Граждане Старобуянской свободной республики! Сегодня к вечеру или завтра утром надо ждать отряд карателей. Мы можем отдать жизнь за республику, погибнуть, но республику не спасем. Мы не имеем активной поддержки от окружающих нас сел и деревень. Разумно ли принять бой без надежды на успех? или сохранить силы для будущих боев? Мы одиноки сейчас в борьбе, но в недалеком будущем восстанут все города и села. Сохраним свои силы для всеобщего народного восстания... Сейчас отступим - потом наверстаем!"

Источники:
- https://vk.com/falanster_books
- Чекин С.Н. Старый Буян, Самара, Печорлаг: Повествование врача Трудникова / Сост. и авт. предисл. Л.С. Чекин, ред.-консультант М.М. Голубков; Ассоц. исследователей рос. о-ва (АИРО-XXI). М.: АИРО-XXI (Б. тип.), 2013.

Читать другие главы данной рубрики:
1.Налетчик Мишка Япончик- http://ivanetsoleg.livejournal.com/101860.html
2."Испанский атаман" Буэнавентура Дуррути- http://ivanetsoleg.livejournal.com/95454.html
3.Атаман Маруся- http://ivanetsoleg.livejournal.com/93352.html
4.Рижские пацаны-экспроприаторы 1906 года- http://ivanetsoleg.livejournal.com/108890.html
5.Загадочная история вора в законе Черкаса- http://ivanetsoleg.livejournal.com/110310.html
6.Разбойник-атаман Григорий Котовский- http://ivanetsoleg.livejournal.com/114726.html
7.Казачий атаман Попов в Поволжье- http://ivanetsoleg.livejournal.com/127281.html
8.Атаман Алена Арзамасская- http://ivanetsoleg.livejournal.com/129810.html
9.Казачий атаман Разин(1630-1671)- http://ivanetsoleg.livejournal.com/140938.html





  • 1
Сколько лет прошло, а ничего не поменялось

И,вряд ли,поменяется...Я вот в связи с Старобуянской республикой вспоминаю Гуляй-поле..Чем закончилось? А теперь вот Донецкая и Луганская...Итог будет тот же

Настораживает : Вскоре было получено сообщение, что из города Самары для разгрома республики выехал конный отряд казаков, чечен, ингушей и осетин. Власть приходит и уходит , меняются лица у власти лишь только методы не меняются .

В свое время я имел долгие беседы с участником событий в Новочеркасске в 1962 году.Вот что мне запомнилось из его рассказа:"...Наши жены,матери и сестры пошли к солдатам.Убеждать их,что мы простые советские рабочие,а ни какие не заговорщики и наймиты ЦРУ.В город ведь были введены части ВВ МВД СССР.Но...все солдаты были нерусской национальности,плохо понимающие русский язык,да еще и с презрением смотрящие на эту русскую междуусобицу...Разговора не вышло..."

логично, а в Карабах и Нахичевань, Баку и Тбилиси кидали славян, в основном десантуру
иначе был бы писец

В принципе,это распространенная практика.Но верная ли?Не очень то хочется видеть в российских городах чеченский спецназ...

залог лояльности и эффективности, а когда уже затвор дёрнули, то про мораль забыли

  • 1
?

Log in

No account? Create an account