олег иванец (ivanetsoleg) wrote,
олег иванец
ivanetsoleg

Category:

История экспроприаций и разбоя.Большая Царевщина.Старобуянская республика 1905г.



Старобуянская республика — крестьянское самоуправление, установленное во время Первой русской революции в селе Старый Буян. Просуществовало с 12 до 26 ноября 1905 г.

Центром крестьянского движения Самарского уезда было село Большая Царевщина, имевшее давние революционные традиции: в 1880-х гг. там вели пропаганду и организовали кружок народники, с 1902 г. — эсеры и анархо-коммунисты.

С 1904 г. село посещают эсеры и анархисты, доставляя крестьянскому кружку нелегальную литературу. Весной 1905 г. в Царевщине проходят собрания с жителями окрестных сел. Летом селяне начали организовывать демонстрации, которые стали к октябрю весьма частыми и многолюдными. Тогда же была сформирована сельская боевая дружина. 23 октября на митинге был организован сбор средств для бастующих рабочих, а затем прошла манифестация. 25 октября лесная удельная стража отказалась продолжать охрану леса, в котором все чаще можно было встретить крестьян-бунтовщиков.

12 ноября, в ответ на предписание земского начальника направить на волостной сход в село Старый Буян уполномоченных для выбора старшины, 200 вооружённых крестьян из Царевщины под красными флагами и пение революционных песен пошли в село. К вечеру колокольным звоном был созван общий сельский сход, на котором было решено изгнать местные власти и установить самоуправление. 13 ноября был принят «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению», по которому все земли и пастбища до созыва Учредительного собрания поступали в распоряжение волостного народного самоуправления и распределялись уравнительно между крестьянами.

Попытки самарских властей пресечь восстание не дали результатов: народная милиция отразила попытку полиции разогнать восставших. Однако, сформированный из казаков и жандармов карательный отряд, 26 ноября 1905 г., все же арестовал руководителей и активных деятелей Старобуянской республики.

Для того,чтобы яснее понять всю суть данного бунта,я привожу отрывок из книги очевидца событий.

«Старый Буян, Самара, Печорлаг. Повествование врача Трудникова» — это воспоминания Сергея Николаевича Чекина (1897–1970)-сына крестьянина, ставшим врачом (что спасло его в лагере в период 1940-1950гг.), но сохранившим до конца своих дней крестьянский взгляд на быт и мир.


"...набатный звон возвестил о свободе земли, свободе слова, печати, собраний, о вековечной мечтанной вольной волюшке. Все взрослое население пошло на народное вече устанавливать новую жизнь без эксплуатации человека человеком. Не только труженики полей восстали, но и вместе с ними плечо в плечо пошла и вся местная интеллигенция...
Много лет прошло с тех пор, когда я и мои школьные товарищи видели восстание и слышали речи и слова восставших старобуянцев. Они говорили: "Граждане! Восстание против царя и помещиков идет по всей стране. В Москве, Петербурге, Самаре и во многих других городах и уездах рабочие и крестьяне свергают всем ненавистное царско-помещичье господство, началась революционная всенародная борьба за землю, хлеб и волю крестьян и за фабрики и заводы для рабочих, их освобождение от капиталистов и буржуазии.
Наша задача в том, чтобы всем крестьянам и всему трудовому народу подняться на борьбу с угнетателями и поработителями. Отобрать землю и разгромить все имущество помещиков и царских опричников. А поскольку царская власть для нас не существует, то впредь до избрания всенародного учредительного собрания и установления республики нам необходимо создать свою народную самоуправляющуюся республику"
Была разработана и принята на общем собрании временная декларация, в частности, в ней говорилось:
- Немедленно приступить к изъятию, учету и распределению всех помещичье-удельных и монастырских земель.
- Землей владеть могут только те, кто будет сам ее обрабатывать.
- Продажа и купля земли отменяется: все земли, леса, луга, реки и недра земли переходят безвозмездно во всенародное пользование и распределяются по числу членов семьи.
- Плата за церковные обряды добровольная.
- Все граждане имеют полную и равную свободу слова, печати и собраний.
- Все спорные дела решаются общим собранием граждан республики.
- Средства на образование, медицинскую помощь и другие общественные нужды собираются за счет самооблажения граждан.
- Закрыть навечно кабак, как зеленого змия, отравляющего разум человеческий.
...
В восстании принял участие местный старичок священник Трехсвятский и его сын студент, приехавший перед восстанием из Питера. Они оба, отец и сын, активно призывали население к экспроприации эксплуататоров, помещиков, говоря: "Никакого греха нет в том, что вы возьмете землю и хлеб у помещиков, потому что земля и хлеб божье творение. Все плоды земли и хлеб помещиков - являются достоянием труда вашего и только тот должен владеть всем, кто трудится. По божьему и по человечески имеете права на всю землю и весь хлеб".
Это участие в бунте народном священника и его сына имело большое влияние на верующих.
...
Демонстранты подошли к волостному правлению. Отстранили от службы старшину, волостного писаря, отобрали печати. Избрали трех старост, по одному на каждое общество, и одного милиционера, хотя в этом чине надобности не имелось: за все время существования республики не было ни одного случая нарушения общественного или частного порядка, как будто народ переродился, стал чище, гуманнее, ибо исчезли причины, порождающие злобу и ненависть между людьми...
В течение нескольких месяцев в нашей школе после занятий учеников почти ежедневно по колокольному звону собирался народ на свое народное вече решать существующие дела. Каждый вечер далеко за полночь Мошков, Писчиков, Щербаев, Солдатов, Андреев и другие, составляющие актив республиканского восстания, обсуждали политические и хозяйственные дела республики и выносили на утверждение общих собраний граждан...
Никто из старобуянцев не был "большим" или "малым" - все равны в земле, хлебах, и каждый был волен и свободен выражать свои мнения, желания. Программа тружеников-производителей короткая и ясная: земля народу и сытые хлебы для каждого труженика; свобода слова, печати и собраний и вероисповедания; фабрики и заводы в распоряжение рабочим. Вся законодательная и исполнительная власть в руках самого народа.
Все дела общества решались на общих собраниях истинно народной республики, а не на словах политических дельцов или разных партий, этих захребетников и болтунов революции, а потому не было и надобности в паразитах: органах насилия и угнетения.


...
Для защиты республика имела боевую дружину в сто человек. Вооружение дружины слабое: несколько винтовок, десятка три охотничьих ружей и пистолетов, топоры и пики, наделанные в кузнице. Ясно было всем, что с таким вооружением невозможно вести открытый бой с карательным отрядом. А потому решили вести партизанскую борьбу.
Запомнились мне речи выступавших на общем собрании-сходке. Примерно говорили так: "Граждане свободной республики! Царско-помещичья власть послала на разгром нашей республики солдат - наших сыновей и братьев, одетых в шинели. Две недели они пробыли у нас, но усмирять нас оружием не стали. Недалек тот день и час, когда войска соединятся вместе с нами, со всем народом России, и царская тирания будет уничтожена. Установится повсюду единая народная воля. Все народы России будут свободны сами создавать свою вольную жизнь и объединяться в самоуправляющуюся всероссийскую республику. Вся земля, весь хлеб, все фабрики и заводы перейдут в руки самого трудового народа, и они будут сами хозяева своего труда, как мы с вами в данное время. Царская власть постарается задушить нашу республику, но мы не одиноки: по всей России идут восстания в городах и селах. Нам надо защищать республику всеми силами и средствами и, чем дольше мы продержимся, тем скорее наступит всеобщее российское восстание и царство свободы. Вольный народ на вольной земле. Все дела жизни будут решать вольные общества самих трудящихся. Наша цель: земля и хлеб - крестьянам, а фабрики и заводы - рабочим.
Мы создадим свои земельные советы, а рабочие фабрично-заводские. Затем эти советы через статистические бюро организуются в уездные, губернские и всероссийские.
Мы дадим рабочим все свои продукты в обмен на товары их производства. Этот обмен будет осуществляться через сельскохозяйственные и фабрично-заводские склады. Сейчас царские власти посылают карательные отряды жандармов, казаков и диких чечен, ингушей и других наемников, но когда восстанет весь народ, то он непобедим... Да здравствует наша и всероссийская республика!"
...
Вскоре было получено сообщение, что из города Самары для разгрома республики выехал конный отряд казаков, чечен, ингушей и осетин. Революционный совет республики немедленно созвал общее собрание восставших: оказывать ли сопротивление отряду карателей или без боя рассредоточиться в окружающих лесах и соседних деревнях и селах, с тем, чтобы по уходе карателей вновь провозгласить республику.
Одни требовали оказать вооруженное сопротивление, другие не оказывать. Последнее слова сказал Антипов Сергей. "Граждане Старобуянской свободной республики! Сегодня к вечеру или завтра утром надо ждать отряд карателей. Мы можем отдать жизнь за республику, погибнуть, но республику не спасем. Мы не имеем активной поддержки от окружающих нас сел и деревень. Разумно ли принять бой без надежды на успех? или сохранить силы для будущих боев? Мы одиноки сейчас в борьбе, но в недалеком будущем восстанут все города и села. Сохраним свои силы для всеобщего народного восстания... Сейчас отступим - потом наверстаем!"

Источники:
- https://vk.com/falanster_books
- Чекин С.Н. Старый Буян, Самара, Печорлаг: Повествование врача Трудникова / Сост. и авт. предисл. Л.С. Чекин, ред.-консультант М.М. Голубков; Ассоц. исследователей рос. о-ва (АИРО-XXI). М.: АИРО-XXI (Б. тип.), 2013.

Читать другие главы данной рубрики:
1.Налетчик Мишка Япончик- http://ivanetsoleg.livejournal.com/101860.html
2."Испанский атаман" Буэнавентура Дуррути- http://ivanetsoleg.livejournal.com/95454.html
3.Атаман Маруся- http://ivanetsoleg.livejournal.com/93352.html
4.Рижские пацаны-экспроприаторы 1906 года- http://ivanetsoleg.livejournal.com/108890.html
5.Загадочная история вора в законе Черкаса- http://ivanetsoleg.livejournal.com/110310.html
6.Разбойник-атаман Григорий Котовский- http://ivanetsoleg.livejournal.com/114726.html
7.Казачий атаман Попов в Поволжье- http://ivanetsoleg.livejournal.com/127281.html
8.Атаман Алена Арзамасская- http://ivanetsoleg.livejournal.com/129810.html
9.Казачий атаман Разин(1630-1671)- http://ivanetsoleg.livejournal.com/140938.html




Tags: Криминальная губерния, Олег Иванец, Самара, Социальная Революция, криминология, социализм, социальный бунт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments