"У самарских телеоператоров хорошая школа. Мы учились у профессионалов, которые работали во время войны. У Казначеева, у снимавшего в 45-м Нюрнбергский процесс Киселева. Операторы-боги! В конце 1941-го в Куйбышев была эвакуирована Центральная студия кинохроники, из Москвы вывезли лабораторное и звукозаписывающее оборудование, наладили выпуск кинопродукции. В период, когда началась работа над фильмом «Тревожные ночи в Самаре», техническая база была слабая. Это понимал и председатель комитета по телевидению и радиовещанию Константин Иванович Шестаков, который до этого работал директором студии кинохроники и знал производственный процесс от и до. Он пригласил двух вгиковцев с красными дипломами: оператора Игоря Вовнянко и художника-постановщика Вячеслава Тараканова. Но декораций было недостаточно, и потому основные съемки решили проводить в Ялте, на филиале киностудии имени Горького". Игоря Вовнянко.. О нем и пойдет речь.



Вовнянко Игорь Александрович (родился 14 июля 1942 года). Работал кинооператором на Куйбышевской студии телевидения, с 1971 — на киностудии «Казахфильм». С 1974 года — член Союза кинематографистов СССР. С 2005 года по 2013 год— председатель Союза кинематографистов Казахстана. С 2013 года Председатель Совета ветеранов Союза кинематографистов Казахстана
Он родился в Алма-Ате и верен ей практически всю жизнь.
Все началось с того, что в 1960 году 18-летний юноша случайно увидел, как в центре Алма-Аты снимают кино. На площади стояли декорации. Оператор припал к камере. Режиссер, эмоционально жестикулируя, общался с актерами. Костюмеры, реквизиторы, гримеры стояли в сторонке, готовые с быстротой молнии поправить грим, подать нужный предмет, поменять головной убор актеру.
– Снимали картину «Джамбул». Тогда я впервые увидел всю оснастку кинематографической съемочной площадки, и все это просто завораживало, – вспоминает Вовнянко. – После этого я долгое время ходил по улицам города и подсознательно смотрел по сторонам, надеясь еще раз увидеть, как снимают кино. Мне хотелось работать, хотя я был из достаточно состоятельной семьи. Мама – доктор медицинских наук, папа – инженер на большом предприятии. И ноги сами привели меня к дверям киностудии.
У проходной встретил человека, который выносил большие ящики. Съемочное оборудование было тяжелым, и мужчина попросил парня помочь. Он оказался оператором и взял своего помощника на съемку. Вовнянко принял решение устроиться на работу на «Казахфильм» и стал помощником ассистента в цехе комбинированных съемок киностудии. Он мыл станки, где снимали мультипликацию или титры для фильмов, и чувствовал свою причастность к киноискусству. В 20 лет сыграл роль в фильме «Перекресток». Та «эпизодическая» встреча оказалась поворотной..
– Я находился в этой атмосфере, видел людей, которые творили кинематограф, – рассказывал журналистам Игорь Александрович. – По двору киностудии ходили знаменитые режиссеры и артисты. Марк Беркович снимал тогда с Шакеном Аймановым. Запустился в производство фильм «В одном районе», в составе съемочной группы в качестве помощника оператора оказался и я. Главную роль играл молодой артист Асанали Ашимов, который был немного старше меня. Мы так и дружим с тех пор, называя друг друга старшим и младшим братом. Я хотел трудиться, учился у других, и мне прибавляли категорию за категорией. Шакен Кенжетаевич Айманов звал меня по-казахски Жаго, – улыбается Игорь Александрович. – Он очень внимательно относился к молодежи. Как-то подходит ко мне и говорит: «Знаешь, Жаго, хватит тебе болтаться по съемочным площадкам, ты здесь все освоил и тебе все понятно. Я благословляю тебя на учебу в Москву». Так, в 1964 году я поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на операторский факультет в мастерскую профессора Бориса Израилевича Волчека, патриарха, ветерана советского кино, который снимал с самим Михаилом Роммом.
Не скрою, Борис Израилевич готовил меня на «Мосфильм». Он доверял мне как в профессиональном смысле, так и в человеческом. Он в 1967 году рекомендовал меня для съемок документального фильма к 50-летию советской власти. Тогда ЦК ВЛКСМ решил снять фильм и сделать мотопробег по европейским странам. Меня, естественно, перед тем как выпустить за границу, вызвали в райком комсомола и стали задавать разные вопросы.
– Ну, например, строго так спрашивают: «Кто первый секретарь монгольской коммунистической партии?». Смотрю на них, соображаю. Нет, вы не подумайте, я знал ответ. Просто накануне этого «допроса» пиво пил с Шукшиным, Мережко, со Славой Говорухиным. А Слава Говорухин у нас «пахан» был, и я входил в его окружение. И вот, мы вечером пиво пили, сами понимаете мое состояние, а они меня монгольской партией «пытают». А тут еще кто-то из райкома комсомола достает какую-то бумажку из-под стола и говорит: «Тааак! Теперь почитаем, кто вы на самом деле!» На меня, оказывается, ксиву накатали за подписью коммунистов факультета, что я такой-сякой, направо-налево бегаю и по барам шатаюсь. Да еще и не вступил в коммунистическую партию.
– Да мы же молодые были, веселые! Жизнь есть жизнь. Всякое бывало! Короче говоря, решили мне отказать в поездке. Ну я им и сказал: «Нет так нет! Поеду в Каскелен!» Они, конечно, не поняли, какой-такой Каскелен. А я развернулся и ушел. Потом, конечно, пошел к Волчеку, сказал, что не взяли меня. Тогда он надавил на комиссию, мотивируя тем, что для создания хорошего фильма нужен профессиональный оператор, а не знающий устав комсомолец. И мне все же разрешили выехать.
В 1967 году Борис Волчек отправил молодого оператора, еще не защитившего диплом, в Куйбышев снимать четырехсерийный фильм. Поработав кинооператором на Куйбышевской студии телевидения, в 1971 году Игорь Александрович уехал в Казахстан. Вот как вспоминает об этом сам мастер:
– Когда в качестве оператора я снял фильм «Тревожные ночи в Самаре», Шакен Айманов сказал мне: «Пора тебе поработать и на Казахфильме. Мне доверили съемки фильма «Необычный день», где одну из главных ролей сыграл Сатимжан Санбаев, ставший позднее классиком казахской литературы.
– Была эпоха телевизионного кинематографа. Я был подготовлен технологически, меня назначили оператором-постановщиком, и я снял многосерийный фильм «Тревожные ночи в Самаре». Отработав какое-то время на Куйбышевской студии телевидения, я соскучился по стране, в которой родился, и по своей семье и снова оказался на «Казахфильме». Встретил меня Шакен Кенжетаевич и тут же предупредил, что не даст болтаться без дела, – вспоминает Вовнянко.




Фильмография
Роли в кино: Перекресток (1962)
Режиссер:
1. Урановый тайфун (2011)
2. Дом у соленого озера (2004)
3. Долина смерти (1992)
4. Господи, помилуй заблудших
5. Маньчжурский вариант (1989)
Сценарист:
1. Дом у соленого озера (2004)
2. Долина смерти (2004)
3. Господи, помилуй заблудших (1992)
4. Маньчжурский вариант (1989)
Оператор:
1. Тайны мадам Вонг (1986)
2. Полынь (1986)
3. Чокан Валиханов (1983)
4. Дыня (1982)
5. Год дракона (1981)
6. Щит города (1979)
7. Однажды и на всю жизнь (1977)
8. Третья сторона медалей (1976)
9. Жили-были (1974)
10. Эй вы, ковбои! (1974)
12. Горизонты (1972)
13. Необычный день (1971)
14. Тревожные ночи в Самаре (1969)
Но есть и еще одна история, о которой никогда не рассказывает Игорь Александрович. В 1968 году Игорь Александрович познакомился с молодой 19-летней девушкой, сотрудницей Куйбышевского телевидения Валентиной. Все сьемки фильма у них был бурный роман. Валентина даже несколько раз снялась в массовках. А потом сьемки фильма закончились. В 1970 году фильм вышел на экраны советского телезрителя. А в 1971 году Игорь Александрович покинул город Куйбышев и отправился в Казахстан. На свою Родину, где его ждала.. семья. Отправился домой, несмотря на то, что Валентина родила ему сына. Потом у каждого была своя жизнь. Игорь Александрович сделал творческую карьеру в Казахстане. Валентина Петровна Плахотникова продолжила работать на Куйбышевском телевидении. Работала директором фильма.
Почему я изначально хотел назвать свой блог "Тревожные ночи в Самаре"? Потому что это был любимый фильм в моей семье. Потому что этот фильм обожали мои дедушка и бабушка, так как в сьемках принимала участие их дочь- Плахотникова Валентина Петровна (до 1974 года она носила фамилию своего отца и моего деда- Иванец). А моя мама любила этот фильм потому, что вспоминала свою молодость, вспоминала.. моего отца- Вовнянко Игоря Александровича... И я всегда любил этот фильм. Хороший фильм. Его создавали мои мама и папа. И, когда я создавал свой блог, я изначально хотел его назвать "Тревожные ночи в Самаре". Но подумав, решил не бередить прошлое. Как всегда, я пошел своим особым путем.
Фото из личного архива (ранее не публиковались):
Игорь Александрович Вовнянко в Самаре в период работы над фильмом:







Валентина Петровна Плахотникова (период 1967-1971):




А это я (1969-1973):






Источники:
- https://otyrar.kz/2016/06/rabochie-momenty-eks-predsedatelya-soyuza-kinematografistov-igorya-vovnyanko-v-shymkente/
- https://old.liter.kz/ru/articles/show/51377-plennik_kinematografa
- http://www.proza.ru/2019/12/31/1288;
- http://www.proza.ru/2020/01/02/1805
- https://sgpress.ru/news/73855