олег иванец (ivanetsoleg) wrote,
олег иванец
ivanetsoleg

Categories:

Тревожные ночи в Самаре. Часть 2

Из интервью Валерьяна Введенского, оператора легендарной ленты, отличника Гостелерадио СССР, заслуженного работника культуры РФ, обладателя удостоверения «Заслуженный работник средств массовой информации Самарской области» под номером 1:
"У самарских телеоператоров хорошая школа. Мы учились у профессионалов, которые работали во время войны. У Казначеева, у снимавшего в 45-м Нюрнбергский процесс Киселева. Операторы-боги! В конце 1941-го в Куйбышев была эвакуирована Центральная студия кинохроники, из Москвы вывезли лабораторное и звукозаписывающее оборудование, наладили выпуск кинопродукции. В период, когда началась работа над фильмом «Тревожные ночи в Самаре», техническая база была слабая. Это понимал и председатель комитета по телевидению и радиовещанию Константин Иванович Шестаков, который до этого работал директором студии кинохроники и знал производственный процесс от и до. Он пригласил двух вгиковцев с красными дипломами: оператора Игоря Вовнянко и художника-постановщика Вячеслава Тараканова. Но декораций было недостаточно, и потому основные съемки решили проводить в Ялте, на филиале киностудии имени Горького". Игоря Вовнянко.. О нем и пойдет речь.
На фото И.А.Вовнянко в 2017-2018 гг.

Вовнянко Игорь Александрович (родился 14 июля 1942 года). Работал кинооператором на Куйбышевской студии телевидения, с 1971 — на киностудии «Казахфильм». С 1974 года — член Союза кинематографистов СССР. С 2005 года по 2013 год— председатель Союза кинематографистов Казахстана. С 2013 года Председатель Совета ветеранов Союза кинематографистов Казахстана

Он родился в Алма-Ате и верен ей практически всю жизнь.
Все началось с того, что в 1960 году 18-летний юноша случайно увидел, как в центре Алма-Аты снимают кино. На площади стояли декорации. Оператор припал к камере. Режиссер, эмоционально жестикулируя, общался с актерами. Костюмеры, реквизиторы, гримеры стояли в сторонке, готовые с быстротой молнии поправить грим, подать нужный предмет, поменять головной убор актеру.

– Снимали картину «Джамбул». Тогда я впервые увидел всю оснастку кинематографической съемочной площадки, и все это просто завораживало, – вспоминает Вовнянко. – После этого я долгое время ходил по улицам города и подсознательно смотрел по сторонам, надеясь еще раз увидеть, как снимают кино. Мне хотелось работать, хотя я был из достаточно состоятельной семьи. Мама – доктор медицинских наук, папа – инженер на большом предприятии. И ноги сами привели меня к дверям киностудии.

У проходной встретил человека, который выносил большие ящики. Съемочное оборудование было тяжелым, и мужчина попросил парня помочь. Он оказался оператором и взял своего помощника на съемку. Вовнянко принял решение устроиться на работу на «Казахфильм» и стал помощником ассистента в цехе комбинированных съемок киностудии. Он мыл станки, где снимали мультипликацию или титры для фильмов, и чувствовал свою причастность к киноискусству. В 20 лет сыграл роль в фильме «Перекресток». Та «эпизодическая» встреча оказалась поворотной..

– Я находился в этой атмосфере, видел людей, которые творили кинематограф, – рассказывал журналистам Игорь Александрович. – По двору киностудии ходили знаменитые режиссеры и артисты. Марк Беркович снимал тогда с Шакеном Аймановым. Запустился в производство фильм «В одном районе», в составе съемочной группы в качестве помощника оператора оказался и я. Главную роль играл молодой артист Асанали Ашимов, который был немного старше меня. Мы так и дружим с тех пор, называя друг друга старшим и младшим братом. Я хотел трудиться, учился у других, и мне прибавляли категорию за категорией. Шакен Кенжетаевич Айманов звал меня по-казахски Жаго, – улыбается Игорь Александрович. – Он очень внимательно относился к молодежи. Как-то подходит ко мне и говорит: «Знаешь, Жаго, хватит тебе болтаться по съемочным площадкам, ты здесь все освоил и тебе все понятно. Я благословляю тебя на учебу в Москву». Так, в 1964 году я поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на операторский факультет в мастерскую профессора Бориса Израилевича Волчека, патриарха, ветерана советского кино, который снимал с самим Михаилом Роммом.

Не скрою, Борис Израилевич готовил меня на «Мосфильм». Он доверял мне как в профессиональном смысле, так и в человеческом. Он в 1967 году рекомендовал меня для съемок документального фильма к 50-летию советской власти. Тогда ЦК ВЛКСМ решил снять фильм и сделать мотопробег по европейским странам. Меня, естественно, перед тем как выпустить за границу, вызвали в райком комсомола и стали задавать разные вопросы.

– Ну, например, строго так спрашивают: «Кто первый секретарь монгольской коммунистической партии?». Смотрю на них, соображаю. Нет, вы не подумайте, я знал ответ. Просто накануне этого «допроса» пиво пил с Шукшиным, Мережко, со Славой Говорухиным. А Слава Говорухин у нас «пахан» был, и я входил в его окружение. И вот, мы вечером пиво пили, сами понимаете мое состояние, а они меня монгольской партией «пытают». А тут еще кто-то из райкома комсомола достает какую-то бумажку из-под стола и говорит: «Тааак! Теперь почитаем, кто вы на самом деле!» На меня, оказывается, ксиву накатали за подписью коммунистов факультета, что я такой-сякой, направо-налево бегаю и по барам шатаюсь. Да еще и не вступил в коммунистическую партию.

– Да мы же молодые были, веселые! Жизнь есть жизнь. Всякое бывало! Короче говоря, решили мне отказать в поездке. Ну я им и сказал: «Нет так нет! Поеду в Каскелен!» Они, конечно, не поняли, какой-такой Каскелен. А я развернулся и ушел. Потом, конечно, пошел к Волчеку, сказал, что не взяли меня. Тогда он надавил на комиссию, мотивируя тем, что для создания хорошего фильма нужен профессиональный оператор, а не знающий устав комсомолец. И мне все же разрешили выехать.

В 1967 году Борис Волчек отправил молодого оператора, еще не защитившего диплом, в Куйбышев снимать четырехсерийный фильм. Поработав кинооператором на Куйбышевской студии телевидения, в 1971 году Игорь Александрович уехал в Казахстан. Вот как вспоминает об этом сам мастер:

– Когда в качестве оператора я снял фильм «Тревожные ночи в Самаре», Шакен Айманов сказал мне: «Пора тебе поработать и на Казахфильме. Мне доверили съемки фильма «Необычный день», где одну из главных ролей сыграл Сатимжан Санбаев, ставший позднее классиком казахской литературы.
– Была эпоха телевизионного кинематографа. Я был подготовлен технологически, меня назначили оператором-постановщиком, и я снял многосерийный фильм «Тревожные ночи в Самаре». Отработав какое-то время на Куйбышевской студии телевидения, я соскучился по стране, в которой родился, и по своей семье и снова оказался на «Казахфильме». Встретил меня Шакен Кенжетаевич и тут же предупредил, что не даст болтаться без дела, – вспоминает Вовнянко.


Фильмография
Роли в кино: Перекресток (1962)
Режиссер:
1. Урановый тайфун (2011)
2. Дом у соленого озера (2004)
3. Долина смерти (1992)
4. Господи, помилуй заблудших
5. Маньчжурский вариант (1989)
Сценарист:
1. Дом у соленого озера (2004)
2. Долина смерти (2004)
3. Господи, помилуй заблудших (1992)
4. Маньчжурский вариант (1989)
Оператор:
1. Тайны мадам Вонг (1986)
2. Полынь (1986)
3. Чокан Валиханов (1983)
4. Дыня (1982)
5. Год дракона (1981)
6. Щит города (1979)
7. Однажды и на всю жизнь (1977)
8. Третья сторона медалей (1976)
9. Жили-были (1974)
10. Эй вы, ковбои! (1974)
12. Горизонты (1972)
13. Необычный день (1971)
14. Тревожные ночи в Самаре (1969)




Но есть и еще одна история, о которой никогда не рассказывает Игорь Александрович. В 1968 году Игорь Александрович познакомился с молодой 19-летней девушкой, сотрудницей Куйбышевского телевидения Валентиной. Все сьемки фильма у них был бурный роман. Валентина даже несколько раз снялась в массовках. А потом сьемки фильма закончились. В 1970 году фильм вышел на экраны советского телезрителя. А в 1971 году Игорь Александрович покинул город Куйбышев и отправился в Казахстан. На свою Родину, где его ждала.. семья. Отправился домой, несмотря на то, что Валентина родила ему сына. Потом у каждого была своя жизнь. Игорь Александрович сделал творческую карьеру в Казахстане. Валентина Петровна Плахотникова продолжила работать на Куйбышевском телевидении. Работала директором фильма.

Почему я изначально хотел назвать свой блог "Тревожные ночи в Самаре"? Потому что это был любимый фильм в моей семье. Потому что этот фильм обожали мои дедушка и бабушка, так как в сьемках принимала участие их дочь- Плахотникова Валентина Петровна (до 1974 года она носила фамилию своего отца и моего деда- Иванец). А моя мама любила этот фильм потому, что вспоминала свою молодость, вспоминала.. моего отца- Вовнянко Игоря Александровича... И я всегда любил этот фильм. Хороший фильм. Его создавали мои мама и папа. И, когда я создавал свой блог, я изначально хотел его назвать "Тревожные ночи в Самаре". Но подумав, решил не бередить прошлое. Как всегда, я пошел своим особым путем.

Фото из личного архива (ранее не публиковались):
Игорь Александрович Вовнянко в Самаре в период работы над фильмом:








Валентина Петровна Плахотникова (период 1967-1971):




А это я (1969-1973):






Источники:
- https://otyrar.kz/2016/06/rabochie-momenty-eks-predsedatelya-soyuza-kinematografistov-igorya-vovnyanko-v-shymkente/
- https://old.liter.kz/ru/articles/show/51377-plennik_kinematografa
- http://www.proza.ru/2019/12/31/1288;
- http://www.proza.ru/2020/01/02/1805
- https://sgpress.ru/news/73855


Tags: Бандитская Самара, Криминальная губерния, Олег Иванец, криминалитет, криминология, правоохранительные органы
Subscribe

  • День Победы в моей семье

    Близится 9 мая. День Победы. Для меня этот день особый. Я воспитывался дедом. Потому все праздники 9 мая я проводил именно с ним. Удивительно, но…

  • Дело Дмитрия Драча

    15 апреля 2021 года депутат Александр Хинштейн заявил: "Несмотря на все усилия защитников экс-руководителя Самарского бюро медико-социальной…

  • Легендарные люди Самары. Дядя Коля

    28 августа 1998 года в своей квартире был жестоко убит Николай Михайлович Магомедов. Профессор и заведующий кафедрой педагогики и психологии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments